Правильно ли мы друг друга понимаем?
Часто ли, столкнувшись с медицинской проблемой, внезапно возникшими у нас жалобами или новыми ощущениями мы ищем ответы на свои вопросы в интернете? Постоянно. «Что со мной, что могут означать мои симптомы, чем я болен?». И ответы, которые мы найдем, во многом определят, как быстро мы обратимся к врачу и к какому конкретно специалисту.
Постоянно работая с пациентами, страдающими ахалазией кардии, каждый раз подробно выясняя: как долго болеет пациент, какие специалисты консультировали его ранее, какое было предпринято лечение; мы обратили внимание на совершенно разную трактовку пациентами стандартных, для ахалазии, жалоб.
Многие рассказывают, что пытались найти объяснение своих симптомов в интернете, только вот описывали они свои ощущения совершенно по-разному. Оказалось, что практически никто из пациентов, в своем поиске не использовал слово «Дисфагия» — основной термин, определяющий нарушение глотания. Как ни странно, многие пациенты с ахалазией считали, что как раз проблем с глотанием у них нет. Чаще всего пациенты вводили в поисковую строку такие фразы как: «рвота после еды» или «все время тошнит и худею», «не могу нормально есть», «боли в сердце и рвота», и это далеко не полный перечень того, как описывают пациенты с ахалазией свои жалобы.
Да, безусловно, любой врач скажет, что правильно вообще не искать ответ на вопрос об ухудшении самочувствия в сети, а сразу обратиться к специалисту, но, если бы все было так просто. Очень многие пациенты с ахалазией, особенно на ранних этапах болезни, неоднократно обращались с «размытым» описанием своих жалоб к врачам и в итоге получали неправильный диагноз.
Им приходилось снова искать ответы на свои вопросы в интернете и жить с постепенным прогрессированием симптомов до очередного похода к врачу и очередного обследования, когда диагноз уже становился очевиден. Иногда это занимает годы. К сожалению, нередко такое промедление приводит к более запущенным стадиям болезни, что не может не отразиться на результатах, даже самого современного лечения.
Конечно, определенную роль играет и редкость данного заболевания. По современному представлению, распространенность ахалазии кардии составляет 1 на 100 000 населения. И это означает, что далеко не каждый гастроэнтеролог или терапевт встретит такого пациента за всю свою профессиональную карьеру. А если пациент еще и нечетко излагает свои симптомы и находится в той стадии болезни, когда инструментальные методы не всегда, с легкостью, определят проблему, получается замкнутый круг, выход из которого пациент ищет в строке поиска или на форумах.
Как вырваться из круга? Как правильно описать свои жалобы врачу?
Для начала постарайтесь выделить главное или, как указано в эпиграфе: «Думайте о смысле». Какие из Ваших симптомы самые тяжелые, изнуряющие, повторяются изо дня в день или постепенно нарастают? К чему они приводят, как меняется Ваше тело и Ваши привычки?
Например: «Ежедневная многократная рвота привела к тому, что я сильно потерял в весе». Или: «Я больше не могу есть неизмельченную еду». Или: «Я стесняюсь есть в общественных местах, потому что знаю, что не смогу закончить обед, так как буду плохо себя чувствовать». Или: «Я вынужден запивать всю пищу большим количеством воды, ранее такого не было». Или: «Я часто просыпаюсь ночью от болей в груди, срыгивания обильной пенистой слюны или еды, кашляю» и так далее.
Пробуйте анализировать свои симптомы, выделяйте главные жалобы, расставьте симптомы по времени появления, вспомните какие из них были в начале, а какие присоединилось позднее. Не пытайтесь поставить диагноз самостоятельно и всегда обращайтесь к врачу. Чем яснее Вы сформулируйте свои жалобы, чем корректнее Вы выразите свои симптомы, тем скорее Вы получите правильный диагноз и адекватное лечение не заставит себя ждать.
Будьте здоровы!